• МАЯТНИК ИСТОРИИ

Памятник Иуде: был ли он на самом деле?

Пост обновлен июнь 5

«…Долли Михайловна приняла у него из рук шнур от полога и дернула за него пару раз, обнажая рыжевато красную фигуру, пока только гипсовую: совершенно голую, огромного размера, с лицом, напоминающим лицо комиссара, обращенным к небесам, в то время, как руки страстно рвали обмотанную вокруг шеи натуральную пеньковую веревку». Так описывал открытие памятника апостолу Иуде Искариоту в Свиагороде летом 1918 года датский писатель Хеннинг Келлер в своей книге «Красный сад». Открытию памятника предшествовала горячая речь некоего Красного Еврея, в которой он объявлял Иуду пролетарским Прометеем и предтечей мировой революции. Под Красным Евреем в работе Келлера сразу угадывается нарком по военным и морским делам Лев Троцкий, под Свиагородом – Свияжск, где Троцкий действительно находился во время битвы за Казань. Но существовал ли в реальности памятник Иуде или же это всего лишь легенда?

Хеннинг Келлер

Еще 12 апреля 1918 года Совета народных комиссаров выпускает Декрет «О памятниках Республики», который подразумевал установку монументов в честь литераторов, художников и революционеров. Среди известных личностей был упомянут и Брут, знаменитый убийца Цезаря, предавший своего императора. Памятник ему так и не был поставлен, однако попадание в список такой спорной исторической фигуры наводит на мысль, что и памятник Иуде, особенно в рамках антирелигиозной пропаганды, теоретически мог существовать. Но есть ли какие-либо документальные свидетельства, подтверждающие существование памятника?

Поцелуй Иуды

Работу Хеннинга Келлера вряд ли можно считать историческим документом, поскольку она носит явно художественный характер, что отметил и сам автор в интервью датской газете «Берлингске Тиденде» 15 сентября 1943 года. Свидетельства об открытии памятника Иуде появлялись в эмигрантской среде, но все они были бездоказательными. Так, известный поэт Иван Бунин, ярый противник большевиков, в своей речи, произнесенной 16 февраля 1924 года в Париже, приписывал Ленину призывы «в прах дробить скрижали Моисея и Христа, ставить памятники Иуде и Каину», возможно, ссылаясь на борьбу в Советской России с религией и якобы имевшую место установку памятника Иуде в Свияжске.

Иван Бунин

Кроме Свияжска в качестве места установки памятника Иуде указываются также Тамбов и Тамбовская губерния. Одним из свидетельств стала статья в омской газете «Великая Россия» от 5 мая 1919 года, в которой со ссылкой на якобы советские печатные издания приводился факт установки в Тамбове памятника «Иуде Искариотскому». Позже эта статья была перепечатана в «Известиях Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов» в качестве примера топорности колчаковской пропаганды.


Также о памятнике Иуде в своей работе «Тамбовское восстание 1918-1921 гг. и раскрестьянивание России 1929-1933 гг.» рассказывают исследователи Сенников и Пушкарев. По их мнению, в городе Козлов (ныне Мичуринск) Львом Троцким был открыт памятник Искариоту, которого нарком назвал первым человеком, сбросившим с себя цепи рабства. В целом описание открытия памятника напоминает таковое в книге Келлера, с одним лишь отличием – в Козлове монумент был в тут же ночь разбит местными жителями. Но и здесь авторы ничем не подтверждают свои слова. Получается, что памятник Иуде всего лишь миф, но как он появился и обрел уже столетнюю жизнь?

Современный бюст Иуды

Одной из версий появления данного мифа может быть работа пропагандистов Белого движения и эмигрантских кругов. Проигрывающая в Гражданской войне сторона не могла не воспользоваться фактом антирелигиозной кампании большевиков, разрушавших и изымавших церковное имущество. В итоге деятельность по борьбе с церковью была доведена до абсурда, что и вылилось в миф о памятнике Иуде.


Другой версией возникновения мифа могла стать простая ошибка. 12 августа 1918 года в боях под Казанью погиб командир Латышских стрелков Ян Юдин. Его торжественные похороны состоялись в Свияжске, а траурную речь произнес находившийся там нарком Лев Троцкий. На могиле был установлен памятник, который кто-то из находившихся на похоронах лиц (в том числе и Келлер) могли принять за памятник Иуде, имя которого было созвучно фамилии погибшего командира.

Ян Юдин

В постперестроечное время, когда велась активная борьба с советским наследием, миф обрел новую жизнь, и, хотя до сих пор не найдено ни одного материального свидетельства существования памятника или памятников Иуде, это лишь подогревает интерес любителей мистики, продолжающих поиски.


Уже уходите? Рекомендуем Вам прочитать свежие статьи на нашем сайте:


Просмотров: 65
Узнайте первым о новых публикациях!

НАВИГАЦИЯ

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка

Внимание! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций